Поиск на «Русском кино»
Русское кино
Нина Русланова Виктор Сухоруков Рената Литвинова Евгений Матвеев Кирилл Лавров

"Последние луны". Спектакль театра Вахтангова. Рецензия

Одиночество... оно бывает разное.

Это нужное и полезное состояние, период, когда можно в одиночестве продумать, взвесить свои поступки, мысли. И это может быть очищением, когда человек сбросит с себя груз ненужного и мешающего, отжившего.

Но бывает и другое одиночество. То, которое не выбирают - самое горькое. Оно - попутчик старости. Тогда человек может испытывать это чувство даже среди окружающих его близких людей: детей, внуков. Потому что сверстники его ушли.

Он живёт в семье, окружённый вниманием и заботой, но душа его бьётся о стенки своего одиночества. У молодых или более молодых, чем он, - своя непройденная дорога, свои заботы и тревоги. И им кажется, что старикам больше ничего не надо, ведь о них прекрасно заботятся, а они недопонимают, недослышат и для них лучше, когда с ними не делятся своими заботами, их как бы берегут и не отягощают проблемами, которые решаются без них. Так зачем им знать об этом?

Последние луны

А старый человек чувствует себя как бы исключенным из семьи, он выброшен из семейной лодки, как балласт! Хорошо, если он сам ищет для себя какие-то занятия и находит их, если ещё способен к какой- то активности! Но ощущение, что он постоянно теряет часть своих возможностей, он как бы «убывает» - это трагично!

Да и здоровье его катастрофически убывает, а прибавляются только болезни! Его сердце, переполненное любви к близким, бьётся в своём ритме. И старый человек не жалуется, потому что он оберегает родных, и он не хочет показывать им ИХ пусть и далёкое, но будущее.

А если человек пытается войти в круг общих интересов, его урезонивают, говоря: "Ну зачем тебе это знать? Тебе это не нужно!" и т.д. ... А это ТАК НУЖНО! Нужно хоть на 15 - 20 минут побывать в его мире, в его надеждах и мыслях!

Возможно, такое одиночество не так часто встречается, а если и бывает, то только у людей, у которых голова в "полном порядке". Возможно даже, что это домыслы. Тогда это даже лучше...

Спектакль театра Вахтангова "Последние луны" посвящен этому вопросу. Он является лейтмотивом пьесы и нервно дергает все струны зрительской души, с первых и до последних минут. Впечатляет состояние публики и во время антракта: многие зрители отправляются в фойе на перерыв со слезами на глазах.

Последние луны

Но в спектакле есть и другие темы, например, взаимоотношение в семье. Не слишком ли часто родственники бывают чрезмерно требовательными и даже жестокими по отношению к своим близким, гораздо в большей степени, чем к чужим людям? Всегда ли любовь в семье бескорыстна? Не ждут ли родители от детей отдачи сыновнего долга? Всегда ли позволено оскорблять детей лишь по праву отцовства; и жалящими фразами, и многозначительными безмолвными взглядами? Насколько готовы и способны дети отдавать свой долг родителям? Готовы ли родители уступить лидерство, смирить гордость, умеют ли попросить (или считают это выше своего достоинства)? Царит ли любовь в семье, или она подменена формальным соседством, сосуществованием на одной жилплощади.

Тем не менее, не стоит забывать, что спектакль поставлен по двум пьесам немецких писателей Ф. Бордона и Г.Мюллера, воспитанных в западной среде. Эта западная мораль вызывает у людей, воспитанных в советские годы на культурных традициях XIX-XX вв., неприятие, несогласие и осуждение. Мы долго не могли привыкнуть и принять такие западные явления как, например, брачный контракт, выселение родственников из квартиры, спор из-за наследства, сдача дедов и бабок в Дома престарелых. Наверное, среди определенной прослойки общества такие явления встречались, но не среди людей, считающих себя приличными.

Люди примерно все были равны материально. Многие жили в коммуналках и были рады отдельной квартире. Старики помогали молодым поднимать внуков. В Доме для престарелых могли оказаться только одинокие люди. Было немыслимо избавляться от дедов таким образом, это вызывало среди окружения неприятие и презрение.

Так почему же теперь тема одиночества в старости стала так животрепещуща? Процитирую К.Маркса: «Обеспечьте капиталу 10% прибыли, и капитал согласен на всякое применение, при 20% он становится оживленным, при 50% положительно готов сломать себе голову, при 100% он попирает все человеческие законы, при 300% нет такого преступления, на которое он не рискнул бы пойти, хотя бы под страхом виселицы». Имеет ли это отношение к обсуждаемой теме?

Думаю, непосредственное. Материальные блага сейчас превалируют над моралью и принципом добра. Бизнес, зарабатывание денег, стремление обеспечить свою семью не только необходим, но и «чтоб не хуже, чем у других» - все это выходит на первый план и зашоривает человеческие отношения, общение в кругу семьи, получение радости от общения и пр. В советском обществе было много хорошего: детям сызмальства прививали, что смысл жизни состоит не в накоплении богатства, а в стремлении к высоким духовным идеалам, что никакими подарками нельзя заменить внимание. Теперь же духовные заповеди часто искажаются, в семьях родителям сложно заниматься воспитанием детей, в школе же это в современных условиях сделать практически невозможно.

Последние луны

Мне кажется, что этот спектакль надо посмотреть всем, у кого есть пожилые родители, независимо от того вместе или нет они живут. Есть и телеспектакль, но в театре намного лучше: сама атмосфера театра, нюансы каждого дня, окрашенные событиями из жизни, настрой зала и т.д.

Последние луны

Отдельно хочется остановиться на игре актеров. В спектакле заняты Звезды отечественного театра: В. Лановой, И. Купченко, С. Юшкевич, Е. Сотникова, О. Макаров. Особенно можно отметить игру С.Юшкевича – ему веришь больше всех, он настолько выразителен, что хочется сопереживать только его герою (хоть он трижды неправ). Он играет в дуэте с И. Купченко. И если в ее игре превалирует мастерство, то у С.Юшкевича оно дополняется искренностью и эмоциональностью. В.Лановой –любимец женщин, красив и в свои 83, им просто можно любоваться.

Завершить могу призывом: так будем жить радостно, и не будем отягощать себя печальными раздумьями. И скажем: «И жизнь хороша, и жить хорошо!». Да будет так!

26.11.2017 г
Королева-Мунц Л.И.

Театр » "Последние луны". Спектакль театра Вахтангова. Рецензия. Москва, 2017




Сергей Бодров-младший Алексей Жарков Екатерина Васильева Сергей Бондарчук Людмила гурченко  
 
 
 
©2006-2024 «Русское кино»
Яндекс.Метрика