|
||||||||||
|
||||||||||
|
Борису Чиркову - 80 летОн из числа тех народных артистов, чей талант был вызван к жизни свершившейся революцией. Судьба Бориса Чиркова, его более чем полувековой путь актера театра и кино, общественная деятельность коммуниста - наглядное отражение истории становления и развития поколения советской творческой интеллигенции, воспитанной Октябрем. Юношеская пора осмысления жизни, поиска своего места в ней совпала у Чиркова с годами великих преобразований, происходивших в России. Ответ на все вопросы дала революция, воля народных масс к обновлению жизни, активность миллионов людей в ее строительстве. Ощущение единства с народом, причастности к общему делу, личной ответственности за судьбу революции, за пути развития социалистического искусства и, как результат, воплощение в своем творчестве воли народной - стало отличительной чертой художников, пришедших в искусство в первые послереволюционные годы. Недаром это поколение принято было называть Октябрьским. Борис Чиркав, как и многие, начал с увлечения "левыми" театральными идеями. Из городка Нолинска Вятской губернии Чирков приезжает в 1921 году в Петроград и поступает в Политехнический институт. Вскоре, однако, он переходит в Институт сценических искусств. В агитспектаклях театра народной комедии, обращенных к самому широкому рабочему зрителю, соединялись приемы комедии дель арте, русского народного театра, лубка, балагана, эстрадного дивертисмента, цирковой акробатики, эксцентрики, буффонады. Стремлением к воспитанию актера такого театра, одинаково владеющего всеми его выразительными средствами, и была продиктована программа актерского курса в институте. Театр народной комедии просуществовал, однако, лишь два года. Студентам же пришлось овладевать традиционным курсом актерского мастерства. Но приобретенный навык и вкус к эстрадной эксцентрике и буффонаде, тем не менее, вскоре пригодился Чиркову в его первых профессиональных выступлениях с Н. Черкасовым и П. Березовым, студентами того же института, в пользовавшемся успехом у многих зрителей пародийном танце-пантомиме "Пат, Паташон и Чарли Чаплин", где Чирков изображал Паташона. Эти же навыки не могли не пригодиться молодому артисту, принятому вместе с другими выпускниками в Лентюз, в его работе над ролями Тиля Уленшпигеля и Санчо Пансы. Профессиональная учеба Чиркова продолжается и здесь, рядом с опытными актерами замечательного коллектива, созданного и руководимого талантливым педагогом, режиссером, организатором А. А. Брянцевым. Да и репертуар театра, как видно хотя бы по двум ролям начинающего артиста, немало способствовал росту его профессионализма и исполнительской культуры. Чирков играет и в классике (Самозванец в "Борисе Годунове" А. С. Пушкина, Семен в "Плодах просвещения" Л. Н. Толстого) и во многих современных пьесах. Роли комедийные и драматические, образы гротескные, созданные с острым чувством формы, и психологические, тонко нюансированные. Обаяние, правдивость на сцене, внешняя непретенциозность, простота расположили к Чиркову зрителей и привлекли внимание кинематографистов. Известна история о том, как Чиркову, приглашенному Козинцевым и Траубергом на второстепенную роль в фильме "Большевик", вдруг предложили сниматься в главной роли; как сценарий, рассчитанный на исполнение роли Максима Эрастом Гариным, претерпел значительные изменения в ходе начавшейся работы и потребовал другого героя и, следовательно, исполнителя. Известно и то, что замысел сценаристов и режиссеров вначале не шел дальше первой картины о юности Максима. Необычайная жизненность сыгранного Чирковым героя рабочей окраины Петербурга, за короткий срок проделавшего путь от беззаботного существования озорного и ловкого заводского парня, сердцееда и балагура, не расстающегося с гитарой и книжками о лихом разбойнике Антоне Кречете, до сознательного борца за рабочее дело, потребовала продолжения, возвращения Максима на экран. И он вернулся еще раз и еще: профессиональным революционером, организатором рабочего движения в канун первой мировой войны, одним из первых наркомов в период создания советского государственного аппарата. Возмужание героя Чиркова не изменило характера Максима. И в качестве руководителя Государственного банка он не утратил прежнего юношеского озорства, веселости, напористости. Чем объяснить необычайную популярность образа, созданного в фильме Чирковым? Максим был олицетворением русского народного характера рабочего человека в его простоте и сложности, в обостренном чувстве справедливости, добродушии и кажущейся беспечности, в его ненависти к насилию и чувстве товарищества, в скромности и гордости, отчаянности и готовности к самопожертвованию. В Максиме раскрылось становление этого характера в исторических условиях, памятных многим людям, прошедшим тот же или близкий Максиму жизненный путь. Сыграть преданность делу Октября, веру в высшую справедливость пролетарской революции нельзя. Ими нужно обладать. Вот это-то сочетание самобытной актерской индивидуальности Чиркова с его высокой убежденностью в правоте пришедшего к власти пролетариата и составило народную сущность образа Максима. Шесть лет отдал Борис Чирков трилогии о Максиме. Пришлось на время оставить работу в театре. Максим забирал всего. Чирков успевал сниматься лишь в эпизодах других фильмов. Но каких! "Чапаев", "Великий гражданин", "Депутат Балтики"... Последний, впрочем, не доставил актеру особых хлопот: здесь (случай, кажется, небывалый в истории кино) в коротком эпизоде он играл того же Максима. После с триумфальным успехом прошедшей трилогии - новые фильмы, новые роли. Степан Лаутин ("Учитель"), Махно ("Александр Пархоменко"), Антоша Рыбкин, Михаил Глинка, матрос Фомичев ("Иван Никулин - русский матрос"), Денис Давыдов ("Кутузов"), академик Верейский ("Суд чести"), хирург Чижов ("Верные друзья") - люди, разные не только своим человеческим содержанием, принадлежностью конкретному времени и обстоятельствам, но и абсолютно непохожие внешне даже тогда, когда актер не прибегает к характерному гриму. Манера поведения, мимика, пластика, реакция на события, мироощущение каждого из героев Чиркова всегда были особенными, присущими только данному человеку. Если, узнав Чиркова на улице, в метро, на стадионе, люди непременно вспоминали Максима (и вспоминают до сих пор!), то, встретившись с другими его образами в кино, они видели прежде всего тех, кого играл актер. В Максиме произошло полное совпадение образа с актерской, человеческой индивидуальностью Чиркова. Но второго такого совпадения быть не могло, как не могло быть второго Максима. И в том, что Чирков не стал искать черт своего лучшего героя в других ролях,- счастье и особенность его актерской судьбы. Говоря об актере, живущем одной жизнью со своей страной, не миновать Великой Отечественной войны. Как и тысячи других артистов театра, кино, эстрады, Чирков, уже широко популярный к тому времени, выступает на концертах, встречах с уходящими на фронт, остро ощущая, казалось, ненужную мирность своей профессии, особенно в первые недели войны. Но вот на "Мосфильме" приступают к выпуску посвященных войне "Боевых киносборников", состоящих из нескольких коротких игровых новелл, и первый такой сборник открывает... Максим. Идут последние кадры из "Выборгской стороны", Максим уходит на гражданскую войну, и вместо того, чтобы сказать известное всем "До свиданья!", Максим вдруг обращается к зрителям, тем, кто уходит воевать с фашистами, зовет их на борьбу, на подвиг. Советские кинематографисты интенсивно работали в эвакуации. Борис Чирков - в их числе. Антоша Рыбкин, веселый, неунывающий и храбрый армейский повар, стал одним из любимых киногероев военной поры. После победы Чирков снова в театре. На этот раз - в Москве. Театр-студия киноактера, Театр имени А. С. Пушкина, Театр имени Н. В. Гоголя. И снова - удивительно разные роли, характеры, люди. Микола Задорожный в "Украденном счастье" Ив. Франко, Лебедев в "Иванове" А. П. Чехова, Кузовкин в "Нахлебнике" И. С. Тургенева. О его Кузовкине говорили много, спорили. Работа Чиркова как бы вновь открыла драматургию Тургенева для театра и кино. С годами не ослабевает творческая активность артиста. На радио он записывает стихи и прозу Тютчева, Чехова, Твардовского, Симонова. Бурно развивающемуся художественному телевидению не обойтись без тонкой психологичности, мягкости, отточенности формы в работах Чиркова. Здесь же он выступает как режиссер, поставив "Машеньку" А. Афиногенова и сыграв в ней профессора Окаемова, сыграв так, будто пьеса написана не драматургом 30-х годов, а современником телезрителей. Старый профессор Чиркова - не "осколок" XIX века, как его принято было играть раньше, а советский ученый, сверстник артиста, олицетворяющий собой новую, советскую интеллигенцию, воспитанную и одухотворенную Октябрем. Активизируется общественная деятельность Чиркова. Он избирается депутатом Верховного Совета СССР, входит в Комитет по Ленинским и Государственным премиям СССР; в качестве первого заместителя председателя правления ВТО и председателя Центрального совета ВТО по работе театров на селе Чирков отдает много времени и сил сближению театра с сельским зрителем. В 70-е годы, справив юбилей, для актеров обычно критический, Чирков в числе прочих создает три сценических образа, утвердивших творческую неуспокоенность артиста, неугасающую силу таланта, стремящегося в каждой навой работе отыскать свое, неповторимое, особенное. Его Агабо, герой спектакля "Пока арба не перевернулась" О. Иоселиани, воплотил типический и неповторимо индивидуальный характер крестьянина, любящего землю, свой труд на ней, своих детей, на ней рожденных, и ценящего людей по их отношению к земле, родному очагу, друг к другу. Чирков не злоупотребляет возможностями характерности образа, даваемой грузинским колоритом пьесы. Агабо для него - это прежде всего сын и хозяин земли, источника жизни. В "Последней жертве" А. Н. Островского он играет Флора Федулыча Прибыткова. В этом хрестоматийном герое Островского Чирков подчеркивает борьбу жестокой власти денег над душой Прибыткова и тщетно сопротивляющейся ей его человечности, гуманности. Муромский в "Деле" А. В. Сухово-Кобылина у Чиркова - не жертва, а высокая чистая душа. При всей очевидности поражения он не отступает от своей правды. Старый, беспомощный человек вырастает у актера в личность, взыскующую правды и справедливости. Смерть его трагична не бессилием Муромского, а бездушием, корыстолюбием, безнаказанностью князей, Варравиных, Тарелкиных. Неугасаемость актерского таланта Чиркова отмечена присуждением ему в 1979 году за эти три работы Государственной премии РСФСР имени К. С. Станиславского. Многолетний творческий труд артиста был высоко оценен. Народному артисту СССР Борису Петровичу Чиркову присвоено звание Героя Социалистического Труда. А. Борисов, народный артист СССР, 1981 Борис Чирков. Творческая биография Театр » Борису Чиркову - 80 лет |
|
||||||||