Поиск на «Русском кино»
Русское кино
Нина Русланова Виктор Сухоруков Рената Литвинова Евгений Матвеев Кирилл Лавров

Либретто балета Тени забытых предков

Предлагаем вашему вниманию либретто балета "Тени забытых предков" в трех действиях.

Композитор Кирейко В. Д. Либретто Н. Скорульской, Ф. Коцюбинского по одноименной повести М. Коцюбинского. Постановка Т. Рамоновой. Художник А. Сальман.

Первое представление: Львов, Театр оперы и балета, 8 ноября 1960 г.

Действующие лица: Иван. Маричка. Палагна. Юра Мольфар. Семен. Ватаг. Щезник. Козар. Палийчук, отец Ивана. Гутенюк, отец Марички. Старый гуцул. Мать. Чугайстыр, добрый лесной дух.

Раннее солнце осветило прогалину среди мрачного бурелома. Мальчик Иван, блуждающий по лесу, остановился зачарованный красотой дикой природы.

Взяв свирель, он заиграл. Чистые и прекрасные звуки, воспевающие в это ясное утро радость жизни, устремились к каким-то неведомым далям. Вдруг до слуха мальчика донесся приближающийся шум толпы и вскоре перед его испуганным взором возникла жестокая драка. Это встретились издавна враждующие семьи Гутенюков и Палийчуков. А ведь Иван - Палийчук. Все ожесточенней лица дерущихся мужчин и женщин, все яростней смыкается кольцо вокруг отца Ивана. Еще мгновение, и сраженный могучим ударом он падает замертво. Вне себя от горя, мальчик бросается в утихшую толпу, уже заносит руку над головой Марички Гутенюк, но она поднимает на него глаза, светящиеся такой болью, что рука Ивана помимо воли опускается. Сердце, окаменевшее от горя, дрогнуло.

Лесная поляна в горах. Чабаны разводят костер. В поисках работы сюда приходит Иван. С приближением ночи чабаны расходятся, каждый к своей отаре. Иван остается у костра. В руках у него оказывается сопилка (свирель), и ночную тишину нарушают ее нежные звуки. В воображении Ивана роятся причудливые фантастические образы. Свой бесконечный хоровод водят вокруг него лесные духи и исчезают только с первыми лучами солнца. Какое-то мгновение Иван не может понять - снится ли ему, одно ли из ночных видений стоит перед ним, или в самом деле это Маричка пришла к нему.

Давно уже, с той встречи в памятное страшное утро любят друг друга Маричка и Иван. И сейчас каждое слово, обращенное друг к другу, становится песней, каждое движение превращается в удивительно нежный танец, напоенный чувством любви. Настало время Маричке возвращаться домой. Но так хочется хоть на минуту отдалить час разлуки. Наконец она отрывается от Ивана и бежит к мостику, переброшенному через горный поток. Здесь и подстерегло их несчастье. Мощный порыв ветра, сорвавшегося с горных вершин, подхватил девушку и бросил в ревущую пучину. Так судьба отняла у Ивана любимую подругу, оставив его в неутешном горе.

Долгие годы скитался Иван в чужих краях, много испил горечи жизни, многих людей повстречал, но покоя не нашел. И вернулся Иван в родные края. Так сложилась его жизнь, что согласился Иван жениться на Палагне, красивой, видной женщине, но женился он без любви. И в тот час, когда шел свадебный пир, появился здесь Мольфар.

Его боялись, называли "земным богом", потому что не раз показывал Мольфар чудеса, недоступные простым смертным. Увидел он Палагну и залюбовался ею. И хотя Палагна сразу отвела глаза от пристально вглядывавшегося в нее "чародея", ей приятно было, что он обратил на нее внимание. А через несколько дней, когда Палагна неподалеку от хаты занялась гаданием, через плетень перепрыгнул Мольфар и обнял ее. Оттолкнув его, она убежала в хату.

Вечер. Палагна и Иван заняты по хозяйству. Вдруг Ивану почудилась песня-коломыйка, которую пела когда-то Маричка. Забыв обо всем на свете, весь во власти песни, Иван ушел из хаты. Куда? Кто его знает...

В небе сгущаются тучи. Гром все ближе и ближе, сверкает молния. Гроза идет!

И тогда Палагна увидела Мольфара, заклинающего грозу. Подняв руки в небо, весь напружинившись, Мольфар делал какие-то загадочные движения. Резко взмахнув рукой, он остановил несущиеся по небу тучи и затем повернул их движение вспять. Обессиленный борьбой со стихией, он упал на землю, тяжело дыша. К нему подбежала Палагна. Она полюбила его.

Иван, весь во власти обступивших его видений, окруженный лесными духами, всматривался в толпу русалок. В одной из них он узнал Маричку и устремился за ней. Она мелькнула между деревьями раз - другой и исчезла. И снова в тоске, опустив голову, Иван отдался воспоминаниям и мечтам. Кто-то тронул его за плечо. Это - Чугайстыр, веселый незлобивый лесной дух, оберегающий людей от нечисти.

"Спляшем лучше!" - предложил Чугайстыр. Они сплясали, а затем Чугайстыр исчез. И снова Иван один. Не помня себя, не разбирая дороги, он устремился в горы на поиски Марички; неосторожное движение, и Иван, сорвавшись, полетел в бездонную пропасть.

Над лесами, над горами неслись звуки трембит, горестно повествующих о смерти. В хату Ивана спешили люди. Совершая древний обряд, они бросали ему на грудь медные монеты.

Трембиты звучали все печальней, будя в горах затухающее вдали многократное эхо.

В хату Ивана пришел и Мольфар, но люди отвернулись от него.

И когда все простились с Иваном, по стародавнему гуцульскому обычаю заиграли музыканты, завели веселые танцы, чтобы напомнить людям о жизни, как о великом счастье.

Л. Энтeлиc

Статья "Либретто балета Тени забытых предков" из раздела Балетные либретто




Сергей Бодров-младший Алексей Жарков Екатерина Васильева Сергей Бондарчук Людмила гурченко  
 
 
 
©2006-2024 «Русское кино»
Яндекс.Метрика