Поиск на «Русском кино»
Русское кино
Нина Русланова Виктор Сухоруков Рената Литвинова Евгений Матвеев Кирилл Лавров

Балет Лейли и Меджун, либретто

Предлагаем Вашему вниманию либретто балета Лейли и Меджун, в трех действиях. Либретто К. Голейзовского, С. Ценина по мотивам восточных легенд. Постановка К. Голейзовского. Художник Г. Епишев.

"Сердце гор" - один из первых грузинских балетов. Поставленный впервые в Тбилиси под названием "Мзечабуки" (1936), он обошел многие сцены Советского Союза во второй редакции, премьера которой состоялась в Ленинграде.

Первое представление (3-й редакции): Москва, Большой театр Союза ССР, 17 декабря 1964 г.

Действующие лица: Лейли. Кайс (Меджнун). Бахтиор-хан, отец Лейли. Отец Кайса. Ибн-Салом. Новфаль. Работорговец. Крестьяне, ремесленники, торговцы. Таджикские мальчики. Маскарабозы (уличные скоморохи). Танцовщицы с веерами, мавританки. Невольница-островитяйка.

Площадь богатого восточного города. Раннее утро. Правоверные магометане совершают утренний намаз. На базар съезжаются жители селений со своими товарами. Расталкивая разношерстный люд, проходит работорговец, сопровождающий невольниц... На ишаке проезжает толстый таджик, рядом с ним шествуют его четыре жены... Маскарабозы развлекают толпу. На площадь приходят именитые бухарские баи. Работорговец предлагает им свой товар - наложниц для гаремов. Появляются чужестранцы - статный юноша Кайс и его отец, седовласый старик. Кайс с любопытством озирает городскую площадь. Он здесь впервые.

Работорговец срывает с девушек покрывала и заставляет с танцевать перед баями. Возмущенный Кайс бросается к работорговцу, но отец успевает удержать его, а сам обращается к торговцу живым товаром и предлагает драгоценный перстень в уплату за невольниц. Выкупив девушек, он разрывает сковывающую их цепь, и невольницы исчезают в толпе. Баи грозят Кайсу и его отцу, но на площадь выходят глашатаи и возвещают о приближении правителя области. Стража наводит порядок.

Окруженные телохранителями, рабами и толпой зевак, въезжают могущественный Бахтиор-хан с дочерью Лейли, богач и вельможа Ибн-Салом, за ними - священнослужители.

Работорговец успел привести новых невольниц - двух молоденьких японок; упав ниц перед Бахтиор-ханом, он просит взглянуть на юных красавиц. Хан покупает их и велит передать Лейли. Она раздвигает занавески паланкина, чтоб посмотреть на японок, но замечает Кайса. В это мгновение Лейли и Кайс полюбили друг друга. Кайс стал Меджуном (одержимым любовью).

Кайс снимает с груди розу, приближается к дочери хана, опускается на колени, целует цветок, кладет его на землю и почтительно отходит. Лейли поднимает розу и прикасается к ней губами. Лепестки осыпаются - это предвещает несчастье. Но Лейли и Кайс не замечают этого. Они во власти любви и видят только друг друга.

Прощаясь, Лейли дарит Кайсу покрывало, Кайс протягивает ей свой кинжал. Увидя, что дочь стоит с открытым лицом, Бахтиор-хан срывает с какой-то женщины покрывало и, рассерженный, набрасывает его на Лейли.

Площадь опустела. Кайс один. Вернувшемуся отцу он рассказывает о Лейли, о своей любви к ней.

...Покои Бахтиор-хана. Сегодня здесь совершится бракосочетание прекрасной Лейли и Ибн-Салома. Такова воля Бахтиор-хана. Музыканты возвещают начало свадебного торжества. Яростная пляска воинов сменяется танцем гаремных танцовщиц.

Священнослужители выводят Лейли и Ибн-Салома. Бахтиор-хан соединяет их руки. Рука Лейли безжизненно падает. Жениха и невесту усаживают на свадебный ковер, подают чаши с вином. Лейли роняет свою чашу. Ибн-Салом снова наполняет чашу. Лейли отбрасывает ее и хочет бежать из зала, но отец бросает ее к ногам Ибн-Салома. Отчаянью Лейли нет предела. Чтобы развлечь свою невесту, Ибн-Салом танцует танец "Чалмы". Его сменяют юноши в лихой пляске "Калтак-бозы".

Рабы сообщают о прибытии гостей. Входят Кайс с отцом. После церемонных поклонов отец подводит сына к Бахтиор-хану и просит для него руки Лейли. Бахтиор-хан отказывает- его дочь только что обручена с другим.

Лейли умоляет отца отдать ее Кайсу. Взбешенный жених, выхватив кинжал, устремляется к сопернику, но тот отбрасывает его. По приказу Ибн-Салома воины окружают Кайса. Отец Кайса напоминает Бахтиор-хану о священном законе гостеприимства. Тот останавливает воинов и предлагает Кайсу и его отцу покинуть покои. Тщетно пытается Лейли вырваться из рук отца, чтобы бежать с любимым. Тогда она произносит клятву в вечной любви к Кайсу.

Гости расходятся. Ибн-Салом, разгоряченный страстью и вином, пытается обнять Лейли. Девушка обнажает кинжал, подаренный ей Кайсом, и ранит Ибн-Салома. Испуганный жених с воплями проклятий убегает.

Силы покидают Лейли. В забытьи ей чудится Кайс, и она повторяет обращенные к нему слова любви.

...Ночь. Безмолвие пустыни. Сюда, неведомо как, пришел Кайс-Меджнун, обезумевший от любви. Его изможденное тело едва прикрывают остатки богатой одежды; его больное воображение преследуют видения страшных джинов, заслоняющих от него образ Лейли, к которой он с тоской стремится.

В лунном свете возникает видение Лейли. Кайс протягивает руки... Видение тает. В руках Кайса - лишь покрывало, подаренное ему любимой.

В скитаниях по пустыне Кайс оказывается у лагеря воинов отважного витязя Новфаля. Его воины только что одержали победу над разбойниками, грабившими караваны. Запылали костры, зазвучали плясовые напевы, и Новфаль оказался вовлеченным в пляску. Вдруг Новфаль увидел подходящую к кострам скорбную фигуру Кайса. Вид несчастного юноши вызвал в нем жалость. Узнав из рассказа Кайса историю его жизни, Новфаль предлагает ему помощь. Новфаль, Кайс и воины исчезают в ночной пустыне.

...У городских стен среди сражающихся воинов Новфаля и Ибн-Салома появляется Новфаль и бросает к ногам Кайса связанного Ибн-Салома. Новфаль протягивает Кайсу свой меч. В это мгновение Кайс увидел Лейли. Уронив меч, он устремляется к любимой. Наконец-то они вместе.

Врывается Бахтиор-хан. Он приказывает развязать Ибн-Салома и грозит расправой Новфалю. Отстранив Бахтиор-хана, Новфаль предлагает Лейли следовать за Кайсом. Освобожденный от пут Ибн-Салом одним прыжком оказывается рядом с Кайсом, но Лейли опережает его: она закрывает собой любимого, и удар кинжала, предназначавшийся Кайсу, поражает ее. В ужасе отступает от своей жертвы Ибн-Салом. Обнимая безжизненную Лейли, Кайс закалывает себя.

Л. Энтeлиc

Статья "Балет Лейли и Меджун, либретто" из раздела Балетные либретто




Сергей Бодров-младший Алексей Жарков Екатерина Васильева Сергей Бондарчук Людмила гурченко  
 
 
 
©2006-2024 «Русское кино»
Яндекс.Метрика