|
||||||
|
||||||
|
Михаил РоммРомм Михаил Ильич (24.1.1901 - 01.11.1971) - советский режиссёр, кинодраматург. Народный артист СССР (1950). В 1925 окончил скульптурный факультет Высшего Государственного художественно-технического института (ВГХТИ). В конце 20-х гг. работал в Институте методов внешкольной работы, где изучал детское кино. В это же время начал выступать как сценарист; первые работы - "Реванш", "Рядом с нами" (оба в 1931, совм. с др.), "Конвейер смерти" (1933, совм. с В. Гусевым и И. Пырьевым). Затем Ромм работал ассистентом режиссёра. В 1934 он осуществил первую самостоятельную постановку - "немой" фильм "Пышка" (по Г. Мопассану), раскрывший социальную тему в остросатирической, гротесковой форме. Режиссёр и оператор (Б. Волчек) создали в фильме групповой сатирический портрет буржуа, отличающийся точностью характеристик и высокой пластической культурой. Этот фильм - одна из лучших экранизаций зарубежной литературы в "немом" советском кино. Фильм "Тринадцать" (1937, сцен. М. Ромм, совм. с И. Прутом), построенный на новом материале о борьбе советских пограничников с басмачами в пустыне Каракумы, сохраняет творческую преемственность с предыдущей работой. Михаил Ромм вновь исследует психологию коллектива, но сатирические краски сменяются героическими. Приключенческая интрига, неожиданный в трагической ситуации юмор, прекрасное актёрское исполнение (И. Новосельцев, Е. Кузьмина, И. Кузнецов и др.) отличали этот фильм. В 1937-39 Михаил Ромм создаёт Ленинскую дилогию - фильмы "Ленин в Октябре" и "Ленин в 1918 году" (Гос. пр. СССР, 1941).
Единство вождя с народом, неустанное движение его мысли - эти черты духовного облика В. И. Ленина М. Ромм и актёр Б. Щукин положили в основу образа. Большой круг действующих лиц и широкий разворот событий поставили перед режиссером как одну из главных проблем связь, образное единство часто разнообразного и разнородного материала. Михаил Ромм избрал верный путь: он стремился извлечь из любой ситуации её исторический смысл, подчеркнуть связь человека и времени. Через все подробности и детали жизни, воспроизведённой в фильме "Ленин в Октябре", проходила ленинская мысль о революционном восстании. Эпизоды обоих фильмов, имевшие внешне бытовую окраску, воспроизводившие хронику революции, подчинялись общему замыслу, выражали глубинный смысл исторических событий. В центре фильма "Мечта" (1943, сцен. М. Ромм, совм. с Е. Габриловичем) судьба крестьянской девушки Анки (актриса Е. Кузьмина). На экране возникает коллективный портрет обитателей захолустной гостиницы в одном из западно-европейских городков. Люди, стоящие на разных ступеньках социальной лестницы, испытывали горечь обманутых надежд. Замкнутый в себе буржуазный мирок был исследован режиссёром и актёрами Ф. Раневской, М. Астанговым, М. Болдуманом, Р. Пляттом, А. Войцик с беспощадной точностью. В годы войны и в последующие годы Михаил Ромм поставил антифашистские фильмы: "Человек № 217" (1945, сцен. М. Ромм, совм. с Е. Габриловичем; Гос. пр. СССР, 1946), "Секретная миссия" (1950; Гос. пр. СССР, 1951). Действие этих фильмов происходило в тылу Германии. Фашистский рейх получал на экране глубокую социальную характеристику: в первом фильме зритель видел "обычную" немецкую семью, куда попадала увезённая в рабство русская девушка Таня; во втором фильме - промышленную верхушку гитлеровской империи, героическую деятельность советской разведчицы (гл. роли были сыграны актрисой Е. Кузьминой). Хотя один из фильмов тяготел к жанру трагедии, а другой строился на приключенческой интриге, в них одинаково сильны были публицистические ноты. Волновавшие мировую общественность проблемы находили в этих фильмах прямое выражение в сюжете и диалогах. В 1949 Михаил Ромм создал (совместно с другими) документальный фильм "Владимир Ильич Ленин" (Гос. пр. СССР, 1949). Фильм "Человек № 217" получил Большой международный приз Ассоциации авторов за лучшую режиссуру на I Мкф. в Канне (1946). К этим работам Ромма идейно и тематически примыкают фильмы "Русский вопрос" (1948, сцен. М. Ромм, по пьесе К.Симонова; Гос. пр. СССР, 1948; пр. Мира на III Мкф. в Марианске-Лазне; Гл. пр. на I Мкф. трудящихся в Злине) и "Убийство на улице Данте" (1956, сцен. Габриловича и М. Ромма). В 1953 Михаил Ромм поставил биографический фильм о выдающемся русском флотоводце - "Адмирал Ушаков" и фильм "Корабли штурмуют бастионы". Новый период в творчестве Ромма начинается с постановкой фильма "Девять дней одного года" (1962).
По определению режиссёра, этот фильм - "картина-размышление", она посвящена внутренней, духовной жизни молодых учёных-физиков. Драматургия фильма строится на развитии человеческой мысли. Научные поиски неотделимы в фильме от нравственных оценок деятельности человека, его ответственности за судьбы мира, не ограниченного стенами лабораторий. Масштаб фильма связан, прежде всего, с авторской мыслью, её пытливостью и аналитическими свойствами. На экране представлена особая интеллектуальная среда. Отсутствие внешней динамики и обилие диалогов ставят перед режиссёром и актёрами новые задачи. Режиссёрский замысел растворяется в характерах, мысль окрашивается чувством, и слово звучит с экрана, обогащенное актёрской пластикой. Свойственный дарованию Ромма гражданский пафос приобретает здесь яркую эмоциональную окраску. Фильму "Девять дней одного года" была присуждена Главная премия на XIII кинофестивале трудящихся Чехословакии и Большая премия фестиваля "Хрустальный глобус" на VIII Мкф. в Карловы-Вары (1962). Фильму присуждена Государственная премия РСФСР им. братьев Васильевых (1966). Отобранная из сотен тысяч метров архивная плёнка, немногие специально доснятые документальные кадры и авторский текст, который произносит сам режиссёр, - таковы компоненты фильма "Обыкновенный фашизм" (1966, сцен. М. Ромма, совместно с М. Туровской и Ю. Xанютиным). Обращение Ромма к архивным кинодокументам было продиктовано раздумьями режиссёра о социальной природе фашизма и судьбах послевоенного мира. Ромм сталкивает в фильме два пласта времени - прошлое, проходящее в кадрах хроники, и настоящее, раскрывающееся в авторском комментарии. Это сочетание слова и изображения, монтажное мастерство режиссёра определяют образную силу фильма. При всей новизне построения фильм "Обыкновенный фашизм" наследует многие черты, характерные для творчества Михаила Ромма, начиная с его первых шагов в кинематографе: антифашистская тема, публицистическая активность творчества, высокая гражданственность, художеств, поиски. Фильм получил ряд международных премий. Михаил Ромм преподавал во ВГИКе, являлся руководителем 3-го творческого объединения "Товарищ" киностудии "Мосфильм". Статьи » Михаил Ромм |
|
||||