|
||||||
|
||||||
|
Всеволод ПудовкинПудовкин Всеволод Илларионович (16.II.1893 - 30.VI.1953) - советский режиссёр, актёр, теоретик кино. Народный артист СССР (1948). Учился на физико-математическом факультете МГУ. Участвовал в 1-й мировой войне. Был в плену, в Германии. В 1920 поступил в 1-ю Госкиношколу. Инициатива и разносторонняя одарённость Всеволода Пудовкина сделали его ближайшим помощником В. Гардина, режиссёра и руководителя Госкиношколы. Пудовкин выступал в качестве актёра, сценариста, сорежиссёра, художника-декоратора в фильмах "В дни борьбы" (1920), "Серп и Молот" (1921), "Голод... Голод... Голод..." (1921), "Слесарь и канцлер" (1924). В фильме "Серп и Молот" (1921) сыграл первую значительную роль - Андрея Краснова, батрака-красноармейца. В 1922 Всеволод Пудовкин перешёл в мастерскую Л. Кулешова, участвовал в его поисках специфики языка кино, в определении основ творчества кинематографического актёра. Участвовал как сценарист, ассистент режиссёра, художник-декоратор, актёр в фильмах "Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков" (1924, играл роль авантюриста Жбана), "Луч смерти" (1925, играл роль фашиста патера Рево). Пудовкин считал Кулешова своим учителем, хотя в дальнейшем преодолевал некоторые тенденции школы Кулешова. Поиски самостоятельных путей привели Всеволода Пудовкина на студию "Межрабпом-Русь", где он пост, свой первый фильм - комедию "Шахматная горячка" (1925, совместно с Н. Шпиковским). Оператором фильма был А. Головня, ставший с этого времени почти бессменным участником фильмов Пудовкина. Следующая работа Всеволода Пудовкина - научно-популярный фильм "Механика головного мозга" (1926, сцен. Пудовкин), посвященный учению И. Павлова об условных рефлексах - один из лучших образцов советского научно-популярного фильма. В 1926 Всеволод Пудовкин поставил фильм "Мать" (по роману Горького) - один из шедевров советского и мирового экрана.
Отказавшись от точного следования развитию сюжета и характеристикам действующих лиц романа, Пудовкин вместе со сценаристом Н. Зархи (фильм положил начало их длительному творческому содружеству) переосмыслил материал Горького, перевёл его на язык кино, сохраняя революционный пафос и основную тему литературного первоисточника. Фильм отличается гармоничным единством всех его компонентов. Каждый кадр, эпизод, каждый образ фильма пронизаны единой сквозной идеей, и это определяет его художеств, целостность. В этом фильме выявились особенности творчества Всеволода Пудовкина: богатство и целенаправленность выразительных средств (особое значение приобретают в фильмах Пудовкина монтаж, ракурсы, детали), строгость и лапидарность стиля, режиссёр видит и запечатлевает на экране жизнь, образы людей, создавая тонкие, правдивые психологические характеристики. Всеволод Пудовкин вместе с Сергеем Эйзенштейном был зачинателем поэтического монтажно-типажного кинематографа, но вместе с тем тяготел к традициям творчества Л. Толстого, искусству Художественного театра с их вниманием к человеку, психологии, быту. От героев фильма "Мать" шёл прямой путь к многогранным характерам киноискусства 30-х гг. Центральное место в творческом наследии Всеволода Пудовкина занимает проблема актёра в кино. Пудовкин считал основой творчества актёра в кино достоверность и естественность поведения, владение специфическими средствами кино. Он использовал мастерство актёров МХАТа (В. Барановская, Н. Баталов) и в то же время придавал особое значение типажным данным исполнителя. Пудовкин стремился трансформировать театральную актёрскую технику в кинематографическую, определял органическую связь открытий К. Станиславского, требований его системы с законами игры в кино. Работа Всеволода Пудовкина с Барановской и Баталовым - высокий образец воспитания кинематографического актёра, сочетающего принципы "искусства переживания", сформулированные Станиславским, со специфическими требованиями экрана. Всеволод Пудовкин развивает свои взгляды на природу творчества киноактёра в ряде теоретических трудов, явившихся ценным вкладом в мировую теорию киноискусства. Две последующие работы Всеволода Пудовкина продолжают режиссёрские принципы, найденные в фильме "Мать". Оба фильма - "Конец Санкт-Петербурга" (1927) и "Потомок Чингисхана" (1929) утвердили за Пудовкиным славу режиссёра, решающего с высоким мастерством, творческой смелостью и темпераментом широкую эпическую тему борьбы народа за своё освобождение через индивидуальные человеческие судьбы. Фильм "Конец Санкт-Петербурга" показывает приход народных масс в революцию.
Судьба деревенского парня (И. Чувелёв) символизировала образ предреволюционной России, просыпающейся к борьбе. В эпический, приподнятый материал, обобщённые образы фильма Пудовкин вкрапливает точные, мимолётные зарисовки быта, детали, характеризующие психологию людей, и это придаёт картине особую жизненную достоверность и социальную остроту. Пафос, героизм и патетика органично сочетаются в фильме с изображением судьбы рядового участника революции. Фильм "Потомок Чингисхана" явился для Всеволода Пудовкина своеобразной школой работы над этнографическим историческим материалом.
В центре фильма судьба бедняка, восставшего против угнетателей. Внутренняя динамичность актёрского исполнения, точность психологических оттенков, экспрессивность крупных планов, выразительные детали и метафоры, которыми режиссёр подчёркивает и раскрывает характеристику героя, придали фильму особую страстность и глубину. Фильм с большим успехом шёл на отечественных и зарубежных, экранах (в зарубежном прокате под названием "Буря над Азией"). В 1949 ф. был озвучен и вторично выпущен на экран. Появление в кино звука и поиски новых художественных средств определили экспериментаторский характер фильмов, поставленных Всеволодом Пудовкиным в начале 30-х гг. В 1932 он работает над фильмом "Простой случай" ("Очень хорошо живётся"), но попытка решить современную тему на основе т. н. "эмоционального сценария" (сцен. А. Ржешевского) с использованием приёма рапидной съёмки не была удачной. В 1933 режиссёр ставит звуковой фильм "Дезертир" о борьбе рабочего класса Германии и о судьбе докера (К. Ренн - Б, Ливанов). В этом фильме осуществил принцип контрапунктного сочетания звука и изображения. В последующие годы Всеволод Пудовкин обратился к русской истории, её выдающимся деятелям. В 1939 он поставил фильм "Минин и Пожарский" (Гос. пр. СССР, 1941), в 1941 - "Суворов" (оба фильма - совместно с М. Доллером), в 1946 - "Адмирал Нахимов". Эти фильмы отличаются точностью в воссоздании колорита эпохи, исторических событий, биографического материала. В фильме "Минин и Пожарский" (сценарий B. Шкловского) Пудовкин создал широкую панораму жизни России тех лет, передал героический дух народного движения, возглавляемого Мининым (А. Ханов) и Пожарским (Б. Ливанов). Особенно ярко это выражено в массовых сценах, мастерски разработанных и поставленных. Картина "Суворов" (Суворов - Н. Черкасов-Сергеев) - это фильм одного образа, яркого, многокрасочного, сложного. Заслуга создания образа выдающегося русского полководца принадлежит талантливому актёру Н. Черкасову-Сергееву, вдохновенно и страстно работавшему над ролью, и Пудовкину, великолепному педагогу и режиссёру, умело подчиняющему средства киноискусства задаче воссоздания живого человеческого и героического характера. Фильм "Адмирал Нахимов" (1947; Гос. пр. СССР, 1947) - большое достижение советского кино. В батальных сценах режиссёрская и операторская работа (операт. А. Головня) достигает высокого мастерства, созданы значительные актёрские образы (Нахимов - А. Дикий, матрос Кошка - Л. Князев, Меншиков - В. Пудовкин). На VIII Мкф. в Венеции в 1947 фильму присуждена премия за исполнение роли Нахимова. На II Мкф. в Локарно в 1947 фильм отмечен за лучшие фотографии. Фильм "Возвращение Василия Бортникова" (1953) - последняя работа Всеволода Пудовкина. В основу фильма положен роман Г. Николаевой "Жатва" о жизни послевоенной деревни. Здесь проявились особая чуткость Пудовкина к выбору актёров и умение работать с ними. Фильм развивал реалистические традиции советского кино, "возвращал" советскому экрану простого человека с его судьбой (актёры С. Лукьянов - Бортников, Н. Медведева - Авдотья). В течение всей своей жизни Всеволод Пудовкин не прекращал актёрскую деятельность. В фильме "Мать" он сыграл эпизодическую роль полицейского офицера, его исполнение отличалось предельной скупостью средств и исчерпывающей психологической ясностью. Интересным опытом актёрской работы было исполнение Пудовкиным роли Феди Протасова в фильме "Живой труп" (1929, по Л. Толстому). В фильме "Во имя Родины" (1943, по пьесе К. Симонова "Русские люди", режиссер Пудовкин, совместно с Д. Васильевым) он сыграл роль немецкого генерала. Последнее актёрское выступление Всеволода Пудовкина - в фильме "Иван Грозный" (1945), где он играл роль юродивого. Острая внешняя выразительность и внутренняя глубина, сочетание, свойственное актёрскому искусству Пудовкина, характерны и для этой работы. Всеволод Пудовкин был одним из первых теоретиков и критиков советского кино. В его теоретических трудах и выступлениях нашли отражение главные проблемы киноискусства: определение специфики кино, теория монтажа, система работы с типажом и актёром, проблема звука в кино и др. Труды Всеволода Пудовкина переведены на многие языки. Картины Пудовкина и его теоретическое наследие неизменно являются объектом внимания деятелей зарубежной кинематографии. Революционное новаторство Всеволода Пудовкина оказало большое влияние на мировой кинематограф; большой идейный и художеств, резонанс за рубежом имели фильмы "Мать", "Конец Санкт-Петербурга", "Потомок Чингисхана". Разработка Пудовкиным языка кино, проблемы типажа и киноактёра имеет и сегодня актуальное значение для мирового экрана. Всеволод Пудовкин был деятельным участником общественной и политической жизни страны: членом Советского комитета защиты мира, участником международных конгрессов сторонников мира и др. Другие фильмы Всеволода Пудовкина:
Статьи » Всеволод Пудовкин |
|
||||