|
||||||
|
||||||
|
Герасимов Сергей АполлинариевичГерасимов Сергей Аполлинариевич (p. 21.V. 1906) - советский режиссёр, сценарист. Народный артист СССР (1948). Депутат Верховного Совета СССР 3-4-го созывов. Член Президиума Советского комитета защиты мира. Учился в Ленинградском художественном училище. В 1928 окончил Ленинградский государственный институт сценического искусства. В кино - с 1924. Дебютировал как актёр в фильме "Мишки против Юденича" (1925), в котором играл роль шпика. Первые годы актёрской деятельности Сергея Герасимова проходили в мастерской "ФЭКС" (Фабрика эксцентрического актёра). Снимался в фильмах режиссеров Г. Козинцева и Л.Трауберга в ролях: Чиновника ("Шинель", 1926), Медокса ("С. В. Д.", 1927), Журналиста ("Новый Вавилон", 1929), Председателя сельсовета ("Одна", 1931), а также в фильме режиссера Ф. Эрмлера - Меньшевик ("Обломок империи", 1929) и Вс. Пудовкина - 2-й бонза ("Дезертир", 1933) и др. В мастерской "ФЭКС" Герасимов прошёл школу эксцентрического актёра. В своих первых ролях проявил себя как актёр преимущественно гротескового плана, мастер острого, графически чёткого рисунка образа. В дальнейшем, не оставляя полностью актёрской работы, Герасимов занимался преимущественно режиссурой, во многих своих фильмах выступая и как сценарист. Большое место в творческой биографии Герасимова занимала педагогическая работа, он руководил актёрской мастерской на киностудии "Ленфильм". Режиссёрским дебютом Сергея Герасимова был фильм "Двадцать два несчастья" (1930, совм. с С. Бартеневым); затем он поставил фильм "Сердце Соломона" (1932, сцен. С. Герасимова совм. с М. Кресиным), "Люблю ли тебя" (1934, сцен. Герасимова). Эти первые работы молодого режиссёра обнаружили его пристальный интерес к современной тематике, проблемам советской морали, жизни и быту советской молодёжи. В педагогической практике по воспитанию киноактёров и в режиссёрской работе Сергей Герасимов, опираясь на опыт реалистической прозы, ищет собственные пути в киноискусстве. Своеобразие дарования Сергея Герасимова выявилось в полной мере в его первом звуковом фильме "Семеро смелых" (1936, сцен. С. Герасимова совм. с Ю. Германом). Сергей Герасимов работал над этим фильмом с воспитанным в его мастерской коллективом молодых актёров (Т. Макарова, П. Алейников и др.). Уже в этом фильме Герасимов проявил себя режиссёром-педагогом, воплощающим свои замыслы через углублённую работу с актёрами. В фильме "Семеро смелых" создан коллективный портрет советской молодёжи, раскрыты характеры в повседневной жизненной практике. Глубокое проникновение в жизнь советской молодёжи, документальная достоверность её изображения, высокий гражданский пафос в сочетании с предельно подробным рассказом о характере каждого героя - все эти черты были присущи и фильму "Комсомольск" (1938), поставленному Герасимовым по собственному сценарию, написанному совместно с З. Маркиной и М. Витухновским. Этот фильм рассказывал, как в нелёгком труде и быте растут и закаляются характеры молодых строителей, комсомольцев 30-х гг., закладывающих новый город в далёкой тайге. Значительной работой Сергея Герасимова в предвоенном кино был фильм "Учитель" (1939; Гос. пр. СССР, 1941).
В фильме "Учитель", построенном на материале жизни современной колхозной деревни, режиссёр ставил своей задачей показать то новое, что внесла в характер человека Октябрьская революция. В фильме нашли глубокое и яркое воплощение изменения в духовном облике людей советской деревни, отличающая их высокая моральная требовательность к себе и окружающим. Поэтически рассказанная в фильме история любви молодой колхозницы Аграфены Шумилиной и Степана Лаутина, вернувшегося в родную деревню, чтобы стать в ней учителем, является крупным достижением С. Герасимова и актёров Т. Макаровой и Б. Чиркова. В то же время, придавая большое значение наследию русской и мировой культуры для духовного развития современного человека, Герасимов поставил фильм "Маскарад" (1941, сценарий С. Герасимова), стоящий несколько особняком в его творчестве. Картина, воссоздающая романтический пафос драмы Лермонтова, трактовалась режиссёром как трагедия обманутого доверия, она отличалась высокой режиссёрской и актёрской культурой (Арбенин - Н. Мордвинов). Одной из самых значит, актёрских работ в этом фильме было исполнение Герасимовым роли Неизвестного. Но современная тема по-прежнему осталась основной для Герасимова. Режиссёр так определяет своё отношение к задачам кинематографии: "В нашем понимании современная тема в киноискусстве - это постановка и идейно-художественное решение тех вопросов, которые непосредственно влияют на развитие нашей жизни, на утверждение и углубление политики коммунистической партии и Советского государства" ("30 лет Советской кинематографии", сб., 1950, с. 173). В годы Великой Отечественной войны Сергей. Герасимов принимал участие в создании Боевого киносборника № 1 (1941), поставил фильм "Непобедимые" (1943, совместно с М. Калатозовым) и "Большая Земля" (1944), рассказывающие о героической борьбе советских людей на фронте и в тылу. В 1944-46 Герасимов возглавлял Центр, студию документальных фильмов. В 1944 Герасимов возвращается к педагогической работе, он руководит объединённой режиссёрской и актёрской мастерской во ВГИКе. Работая со студентами, Сергей Герасимов всё больше утверждается в мысли о близости языка современного кино к языку реалистической прозы. Он осуществил со своими учениками, в форме своеобразного киноспектакля, постановку романа А. Фадеева "Молодая гвардия" (Театр-студия киноактёра). На основе этого спектакля Герасимов поставил в 1948 одноименный фильм (1-я и 2-я сер , Гос. пр. СССР, 1949).
Монументальный по форме, суровый по художественному колориту фильм рисует героическую борьбу комсомольского подполья, руководимого партией большевиков. С эпической широтой передавая события, описанные в романе Фадеева, фильм создал обширную галерею образов советских патриотов, показав их не только в героических делах, но, прежде всего, во всём богатстве их духовной жизни. Глубина психологических характеристик, широта образного подтекста, точность передачи трагической атмосферы событий - всё это сделало фильм этапным произведением в развитии реалистического метода советского киноискусства. Кинороман "Молодая гвардия" так же, как и роман Фадеева, был одним из первых произведений, углублённо рассматривавших события 2-й мировой войны через психологию людей. Герасимов показал героизм советской молодёжи как естественное проявление нового советского характера. Совместно с киноработниками КНР Сергей Герасимов создал документальный фильм "Освобождённый Китай" (1950; Гос. пр. СССР, 1951), в 1952 поставил фильм "Сельский врач" о людях новой советской деревни. В 1956 по сценарию Герасимова поставлен фильм "Дорога правды" (реж. Я. Фрид), в 1958 фильм "Память сердца" (реж. Т. Лиознова). В конце 50-х гг. Сергей Герасимов создал одно из самых значит, произведений советского кино того периода - фильм "Тихий Дон" (3 серии, 1957-58) по мотивам одноимённого романа М. Шолохова. Фильм решён в жанре народной драмы, он передаёт высокую правду человеческих характеров, рождённую в столкновениях революционной борьбы.
Фильму (1-я сер.) присуждена премия за цвет на Мкф. в Брюсселе, 1958, 3-й серии фильма присуждена Большая премия на XI Мкф. в Карлови-Вари, 1958, 1-я пр. и премия за режиссуру на 1-м Всесоюзном кинофестивале в Москве, 1958. Правдиво воплотив средствами киноискусства образы и события классического романа, Сергей Герасимов в своём фильме с исключительной художеств, достоверностью передал и напряжённую духовную жизнь героев "Тихого Дона", и своеобразие их быта. Сергей Герасимов продолжил работу над жанром киноромана; в 1962 он закончил двухсерийный фильм "Люди и звери", охватывающий события эпического масштаба и жизнь множества людей, являющихся их участниками. Фильм рассказывает о трудном пути бывшего советского офицера, оставшегося после фашистского плена за границей и возвратившегося после длительного отсутствия на родину. Фильм поднимает важные проблемы современной морали. Герасимов играл в этом фильме роль опустившегося эмигранта князя Львова-Щербацкого. Характерную особенность творчества Сергея Герасимова как сценариста и режиссёра составляет умение глубоко исследовать внутренний мир человека, создавать подробные психологические портреты своих героев, в повседневности, "прозе жизни" раскрывать поэзию труда и быта советских людей. Герасимов - режиссёр по преимуществу "актёрский", свои замыслы он раскрывает через актёрское творчество, все его фильмы отличает тщательная работа с актёрами, цельность ансамбля, внимание к эмоциональному подтексту действия и его атмосфере. Творческая деятельность режиссёра, актёра и сценариста Герасимов совмещает с большой педагогической работой во ВГИКе, где он ведёт объединённую режиссёрскую и актёрскую мастерскую, руководит кафедрой режиссёрского и актёрского мастерства. Среди его учеников режиссёры и актёры: С. Бондарчук, Л. Кулиджанов, Т. Лиознова, И. Макарова, Н. Мордюкова, Н. Рыбников, 3. Кириенко, Ж. Болотова и многие другие. Является также художеств, руководителем творческого объединения московской киностудии им. Горького. Сергей Герасимов выступает и как драматург - он автор пьес "Учитель" (1939) и "Наши дни" (1940) и эпизодически как театр, режиссёр. Другие фильмы Сергея Герасимова. Актёр:
Режиссёр и сценарист:
1966 Статьи » Герасимов Сергей Аполлинариевич |
|
||||