|
||||||
|
||||||
|
Академический Большой драматический театр им. Г. А. ТовстоноговаЗдание построено в 1876-1878гг. архитектором Л. Фонтана на средства графа Апраксина. В декоративной отделке интерьеров нашли отражение черты архитектуры эпохи Возрождения. Обращает на себя внимание изысканность отделки помещений. Это великолепные плафоны в фойе и зале, орнаменты из гирлянд цветов и игривых путти. С 1920г. театр был передан созданному Большому драматическому театру, организаторами которого стали М. Горький, А. Блок, А. Луначарский. Большой драматический театр - один из ведущих театров нашей страны. История Большого драматического театра огромна. БДТ был создан в 1919 году Максимом Горьким, Александром Блоком и актрисой Марией Андреевой. Это был первый драматический театр в послереволюционной советской России. Театр открылся трагедией Шиллера "Дон Карлос". На протяжении полувека само понятие "театр" в Питере ассоциировалось с аббревиатурой БДТ. В 1932 г. театру было присвоено имя Максима Горького. В 1920-1930-е годы на сцене театра работали крупные театральные художники: А. Бенуа, М. Добужинский, Б. Кустодиев, К. Петров-Водкин, Ю. Анненков, H. Акимов, Л. Чупятов, А. Тышлер, В. Дмитриев, М. Левин, представлявшие разнообразные направления театрально-декорационного искусства. Творчество их широко представлено в музейной коллекции театра. В годы войны театр был эвакуирован, но после прорыва блокады с первым же поездом вернулся в Ленинград. А настоящее признание началось в середине 1950-х, когда официальным театром Ленинграда, театром номер один считался Академический театр драмы им. А. С. Пушкина. А в Театре им. Ленинского комсомола взошла звезда молодого режиссера, приехавшего в 1949 году из Тбилиси и сразу же поставившего самые громкие спектакли той поры - "Из искры", "Где-то в Сибири", "Униженные и оскорбленные" и, уже на сцене Пушкинского театра, - "Оптимистическую трагедию". Звали человека с энергичным грузинским профилем Георгий Товстоногов. Товстоногов переступил порог театра 13 февраля 1956 года. И по сей день 13 февраля отмечают в БДТ как праздник. БДТ стал центром культурной жизни. Сюда в разные годы приходили Аркадий Райкин, Питер Брук, Грэм Грин, Булат Окуджава, Ван Клиберн. Музыку к спектаклям писали Исаак Шварц, Валерий Гаврилин, Сергей Слонимский. Товстоногов обновил творческий состав: пригласил начинающих режиссеров Игоря Владимирова и Рубена Агамирзяна, блистательного педагога Розу Сироту, выпускников школы-студии МХАТ Татьяну Доронину и Олега Басилашвили. Гениальный режиссер собрал потрясающую команду и принялся "коллекционировать" труппу, ставшую вскоре одной из лучших в стране. Именно Товстоногов "открыл" Смоктуновского, именно он подарил нам многих других великих имен - Ефима Копеляна, Кирилла Лаврова, Павла Луспекаева, Евгения Лебедева, Владислава Стржельчика. Его чутье и мастерская школа позволили зрителям узнать об этих талантливых артистах. БДТ гастролировал в Англии, Шотландии (Эдинбургский фестиваль), Италии, Испании, Франции (Авиньонский фестиваль), Болгарии, Польше, Чехо-Словакии, Греции, Германии, Финляндии, Швеции, Японии, Израиле, Аргентине. Участвовал в фестивалях в Индии и Южной Корее. Ныне БДТ возглавляет Кирилл Лавров - человек блистательного таланта, который считает себя прежде всего артистом и не претендует на режиссуру. Актеры по-прежнему популярны, зрительный зал всегда полон. Как в прежние времена, так и сегодня, это один из немногих театров, в которой попасть почти невозможно. Но скоро у москвичей появится такая уникальная возможность! "15 февраля 2004 года Большому драматическому театру исполнилось восемьдесят пять лет. Это, согласитесь, немало. Но нам не хочется погружаться в сладостный сон воспоминаний. Будем жить и постараемся честно и достойно, в меру отпущенных нам сил и талантов служить однажды выбранному делу. Пусть высшей наградой для нас навсегда останутся благодарные глаза тех, для кого сегодня и сейчас мы играем спектакль" - Ваш Кирилл Лавров, художественный руководитель театра. Валерий ИВЧЕНКОВалерий ИВЧЕНКО родился на Украине. Свою актерскую карьеру он начинал на сцене киевского театра имени Ивана Франко. В 1983 году был приглашен Георгием Александровичем Товстоноговым в труппу Ленинградского Большого драматического театра. Среди наиболее заметных ролей - Тарелкин ("Смерть Тарелкина"), Глумов ("На всякого мудреца довольно простоты"), Сатин ("На дне"), Борис Годунов в одноименном спектакле, моноспектакль по двум рассказам Чехова "Калхас" и "Последняя лента крепа". Народный артист России и Украины, Лауреат Государственной премии. ЧЕРНОЕ И КРАСНОЕМоноспектакль в двух частях по произведениям С. Беккета и А. П. Чехова Автор сценической композиции, оформления и режиссер - Нар. арт. России и Украины, лауреат Гос. Премии В.М. ИВЧЕНКО Художник по костюмам -Е. Ю. ОРЛОВА Балетмейстер -лауреат Государственной премии Г. М. АБАЙДУЛОВ В спектакле звучит произведение К. Сен-Санса "Карнавал животных" и русские духовные песнопения Этим спектаклем его создатели участвуют в акции поддержки Реабилитационного центра "ДОМ НАДЕЖДЫ НА ГОРЕ" ЧАСТЬ I "КРЭПП" по мотивам пьесы С. Беккета "Последняя лента Крэппа" Перевод с английского Е. Суриц Часть II "КОМИК" по мотивам рассказа А. П. Чехова "Калхас" Исполнитель: Нар. арт. России и Украины, лауреат Гос. Премии В. М. ИВЧЕНКО Звукорежиссер -заслуженный работник культуры России Г. В. ИЗОТОВ Помощник режиссера -И. В. ДЕНИСЕНКО Литературной основой моноспектакля стали пьеса С. Беккета "Последняя лента Крэппа" и рассказ А. П. Чехова "Калхас". Автор сценической композиции, оформления, режиссер и исполнитель - народный артист России и Украины, лауреат Государственной премии В. М. Ивченко. Герои спектакля - два старых одиноких человека: Крэпп, слушающий собственную давнюю магнитофонную запись и комик Светловидов, проснувшийся в пустом театре после своего бенефиса. Что лишает их сна и бередит души? Воспоминания о прожитой жизни? Нелегкие раздумья? "Открылась бездна, звезд полна. Звездам числа нет, бездне - дна", - писал М. В. Ломоносов. Два человека, два божьих творения стоят на краю бездны. Дано ли им увидеть хоть одну звезду, что освещает их путь - об этом размышляет создатель спектакля. *** "Тридцать шагов в длину. Двадцать в глубину. Вверх - на высоту занавеса. Пространство сцены не такое уж большое. В этом пространстве могла бы разместиться современная квартира - она получится не такой уж ненатурально просторной. Здесь можно разместить сад. Пожалуй, уголок сада, не больше. Здесь можно сотворить мир. Мир высоких человеческих страстей, противостоящих низости, мир деяний и мир сомнений, мир открытий и высокий строй чувств, ведущих за собой зрительный зал". Г. А. Товстоногов Из книги "Зеркало сцены" *** Народный артист России и Украины, Лауреат Государственной премии Валерий Михайлович Ивченко только в БДТ блистательно играет уже два десятка лет. Однако на моноспектакли никогда не решался. Исключением стала состоявшаяся в 2003 году премьера, поставленная по двум рассказам Чехова "Калхас" и "Последняя лента крепа". Она носит благотворительный характер, а весь сбор идет на поддержку знаменитого "Дома надежды на горе". В Санкт-Петербурге этот приют хорошо известен тем, кто так или иначе имеет проблемы с зависимостью от алкоголя или наркотиков. А еще Валерий Ивченко - человек глубоко верующий. Наша газета - издание "светское", это факт, но факт и то, что большинство населения России в той или иной мере в апреле отмечает Православную Пасху. Все вышесказанное побудило нас к тому, чтобы обратиться к уважаемому нами артисту с просьбой об интервью. Он долго раздумывал, а потом совершенно для нас неожиданно при очередной встрече передал собственноручно написанный текст, который мы с благодарностью воспроизводим для вас без купюр и комментариев. *** "Между ними мог оказаться и мой сын..." Передо мной газета "ПОКА НЕ ПОЗДНО". Я ее впервые вижу. НО!! Газета о проблемах наркомании. Мне предложили принять участие в одном из номеров. Я уставился на белый лист и в голове прокручивается один и тот же вопрос: "Пока не поздно, то что? Кому пока не поздно? Кто читает эту газету? Наркоманы ее не читают. А если поздно, тогда что?" Беда!!! Она подступает исподволь, каким-то предчувствием, тревогой, какими-то странными случайными эпизодами. Ты еще живешь своей привычной жизнью, семья, работа, главное, конечно же, работа, ведь у тебя такая интересная профессия - артист. Театр, премьеры, успех, поклонники. Ты иногда снимаешься в кино. Но в какой-то момент ты вдруг отчетливо осознаешь - твой сын пьет. Как? Этого не может быть! Ведь ему только 13 лет! Это случайность. Ты где был? А ну дохни! Врешь! Какой Вовик? Какое кино? Какой у него телефон? И вот он - ад. Ты вступаешь в бессмысленную, бесконечную войну, в которой все время терпишь поражение. Вот он, твой Кафка, которым ты так увлечен, Кафка в твоей реальной жизни. Ты начинаешь жить от эпизода до эпизода. Вот он пришел, а лицо в красных пятнах, глаза блестят, слегка затрудненная речь. Но он научился уничтожать запах. Ты пил? Нет, я не пил! Врешь! А ну дохни! На! Ху-у-у! Скандал, ругань, ненависть обоюдная. Мама защищает сына. Она всегда его защищает. Но вот затишье. Ах, как прекрасна жизнь. Все! Все позади! Можно снова заняться собой, театром, кино... Как бы не так! Сегодня он появился в полубессознательном состоянии, молча пробрался в свою комнату и рухнул на кровать. Спустя какое-то время ты заходишь в комнату, оглашаемую храпом, и чувствуешь этот резкий специфический запах перегара, который ты не забудешь до конца своих дней. Что делать? Куда бежать? В школу, в милицию, в больницу, в парторганизацию? Куда? Люди!!! Ау!!! И ты бегаешь... Годы... А за это время твой сын становится алкоголиком. В минуты отчаяния ты это осознаешь с беспощадной ясностью. Твой сын - ал-ко-го-лик. Идти тебе некуда. Помочь тебе никто не может. Я пошел в церковь. Я, образованный, самодостаточный, успешный в профессии своей человек, часами выстаивал в церкви в обществе странных стариков и старушек, выслушивал проповеди, которые во мне вызывали протест или раздражение своим примитивизмом. Ведь я в силу своей профессии так тонко разбирался в человеческой природе, как мне казалось. Я ведь сам, в некотором смысле, был проповедником. А моя жизнь, моя беда? Как много я бы мог поведать людям. Это потом я узнал, что такое человеческая гордыня - источник всех пороков и мучений людских. Как невероятно трудно было выстоять литургию. Ты ничего не понимаешь, тебе душно, в спине раскаленный кол, ноги затекли. А во время церковных праздников, когда ты зажат со всех сторон людьми и умираешь от страха, что вот сейчас у кого-то от свечей вспыхнет одежда, начнется паника и тебя затопчут. Или у тебя начнется обморок, тебе дурно, ты сейчас упадешь и тебя, опять-таки, затопчут. Словом, все мое существо бунтовало и требовало, грозило, умоляло: "уйдем отсюда!". Но... и в этом "но" сейчас для меня самое непостижимое чудо; какая-то сила удерживала меня и я не уходил, не падал в обморок, не умирал, а снова и снова приходил в храм. И мало-помалу, я начал постигать, вернее, мне стал открываться некий скрытый до времени смысл. Пусть на какое-то мгновение, но возникало чувство неизъяснимой радости или печали и на глаза наворачивались слезы. И самое главное, я начинал чувствовать молитву, она становилась необходимой для меня. Пока еще все с моим сыном было плохо, вернее, ужасно, но я уже не ощущал себя таким одиноким. Во мне начала зарождаться Вера. И начали происходить чудеса. "Случайно" я поехал на гастроли с театром в Израиль и поклонился Гробу Господню; "случайно" возникла ситуация, и я совершил паломническую поездку на Афон; "случайно" я узнал о программе "Анонимные алкоголики" и отвел своего двадцатилетнего сына на группу имени отца Мартина, которую организовали художники "Митьки". И, конечно же, "случайно" мой сын стал ходить на эту группу. Программа анонимных алкоголиков "Двенадцать шагов, двенадцать традиций" основана на принципах раннехристианской общей исповеди. Первый шаг традиции гласит: "Мы признали свое бессилие перед алкоголем, признали тот факт, что наша жизнь стала неуправляема". А третий шаг утверждает: "Мы приняли решение перепоручить нашу волю и жизнь Богу, как мы понимаем Его". Сейчас моему сыну тридцать четыре года. Слава Богу, он пять лет не пьет и работает консультантом по химической зависимости в реабилитационном Центре "Дом Надежды на горе". Все это хорошо, - скажет мне просвещенный читатель, а при чем здесь "Пока не поздно"? А вот при чем. Дети - наше зеркало. Их беды и проблемы - результат наших несовершенств, мягко говоря. Они приходят в мир, который мы для них создали, этот мир называется семья. Семья - это храм, потому что браки, как известно, заключаются на небесах. Сегодня семья, как институт, - и это общее место, - трещит по швам. Так вот, пока не поздно, - говорю это в первую очередь себе, - а стало быть, и вам, дорогие читатели: хотите спасти семью - идите в церковь, хотите спасти детей - идите в храм, хотите спасти свою душу - идите ко Господу. Молитесь о спасении детей Ваших, но прежде всего начните с себя. Не раздражайся и не сердись, просвещенный читатель. Прости меня. Это не назидание и не проповедь. Это моя боль. Каждый раз, когда я иду во Владимирский собор, что рядом с Кузнечным рынком и музеем Достоевского, я прохожу сквозь строй несчастных, отверженных, искалеченных, порой потерявших образ Божий, и с содроганием думаю, что между ними мог оказаться и мой сын. Господи помилуй! Я поздравляю всех, и верующих, и неверующих, со Светлым праздником Воскресения Христова и желаю всем здравия духовного, душевного и телесного, желаю мира и любви. А Бог и есть любовь. (Газета "Пока не поздно", № 7, апрель, 2004) |
|
||||