|
||||||
|
||||||
|
Иван ПырьевПырьев Иван Александрович (17.XI.1901 - 7.II.1968) - советский режиссёр, кинодраматург. Народный артист СССР (1948). В 1923 окончил актёрское отделение ГЭКТЕМАС, затем учился там же на режиссёрском отделении. В 1922 был актёром 1-го Рабочего театра Пролеткульта. С 1925 работает в кино, был помощником, затем ассистентом режиссёра. Принимал участие в создании сценариев и либретто ряда фильмов, в т.ч.: "Оторванные рукава" (1928, совместно с Б. Юрцевым), "Будьте такими" (1931, совместно с Л. Соловьёвым), "Токарь Алексеев" (1931) и др. Первая режиссёрская работа - комедия "Посторонняя женщина" (1929), обличающая проявление мещанства в быту; здесь Иван Пырьев использует приёмы сатиры, близкой к гротеску. В следующей работе - фильм "Государственный чиновник" (1931) - Пырьев направляет остриё своей сатиры против бюрократизма и пережитков чиновничьей психологии среди некоторых слоев советских служащих. Первый звуковой фильм Ивана Пырьева - "Конвейер смерти" (1933) - рассказывал о судьбе трёх немецких девушек в период борьбы немецкого пролетариата с надвигающимся фашизмом. К числу значительных достижений режиссёра в 30-е гг. относится фильм "Партийный билет" (1936).
Его отличает зрелость политической мысли, большая работа режиссёра с актёрами, жизненная достоверность, стремление к углублённому психологическому раскрытию характера героев. Фильм "Богатая невеста" (1938) открыл новую страницу в творчестве Ивана Пырьева - выдающегося советского комедиографа.
Новаторски осваивая жанр музыкальной комедии, Пырьев в своих лучших фильмах - "Трактористы" (1939; Гос. пр. СССР, 1941), "Свинарка и пастух" (1941; Гос. пр. СССР, 1942) - рассказывал о жизни и труде колхозной молодёжи в яркой, красочной, поэтической форме. Жизнерадостные, темпераментные фильмы Ивана Пырьева пользовались большим успехом. Фильм "Секретарь райкома" (1942; Гос. пр. СССР, 1943) - один из первых фильмов о героических партизанах Отечественной войны, суровый и патетичный по форме, стал значительным вкладом в киноискуссво военных лет.
В годы войны и в период возвращения к мирному созидательному труду Иван Пырьев продолжает успешно работать в жанре музыкальной комедии. Он ставит фильмы: "В шесть часов вечера после войны" (1944; Гос. пр. СССР, 1946), "Сказание о земле Сибирской" (1948; Гос. пр. СССР, 1948, пр. Труда на III Мкф. в Марианске-Лазне и пр. за лучший цветной фильм, гл. пр. "За показ радостного социалистического труда человека" на I Мкф. трудящихся в Злине, Чехословакия, 1948). Следующая работа Пырьева - фильм "Кубанские казаки" (1950; Гос. пр. СССР, 1951, пр. Труда на V Мкф. в Карловы-Вары), темпераментный, насыщенный талантливой музыкой И. Дунаевского фильм, в котором проявилось стремление режиссёра показать трудовой энтузиазм советских людей, использовать предельно мажорные краски. Совместно с Й. Ивенсом Пырьев создал документальный фильм "Мы за мир" (1952) о Третьем всемирном фестивале молодёжи и студентов в Берлине. Затем поставил бытовую драму "Испытание верности" (1954) о жизни советской рабочей семьи. Иван Пырьев - многогранный и глубокий художник. Своим творчеством он способствовал развитию и утверждению жанра советской музыкальной комедии. Его фильмы: "Богатая невеста", "Трактористы", "Свинарка и пастух", "В шесть часов вечера после войны", "Кубанские казаки" и др. показывали успехи социалистического строительства, их героями были колхозники, рабочие, люди труда, строящие новую жизнь и воспевающие её. Успеху фильмов Пырьева во многом способствовали их романтическая приподнятость, оптимизм, жизнеутверждающая сила, обаятельные комедийные и лирические народные образы. Режиссёру была близка и стихия драмы. Его интересовали сильные, яркие характеры, бурные столкновения страстей. Неукротимая энергия и кипучий темперамент художника особенно проявились в его работе над экранизацией произведений Ф. Достоевского, в которых его привлекали яростные и непримиримые поиски героями смысла жизни, добра. Иван Пырьев экранизировал первую часть романа "Идиот" ("Настасья Филипповна", 1958) и повесть "Белые ночи" (1960), в обоих фильмах выступил как сценарист. Последняя крупнейшая работа Ивана Пырьева - экранизация романа Достоевского "Братья Карамазовы" (1-2-3 части, 1969).
На VI Мкф. в Москве (1969) Ивану Пырьеву, постановщику фильма "Братья Карамазовы", присуждён (посмертно) специальный приз жюри в ознаменование его выдающихся заслуг в развитии киноискусства. Иван Пырьев был видным обществ, деятелем, был одним из организаторов и руководителей Союза кинематографистов СССР. В течение ряда лет возглавлял киностудию "Мосфильм", затем был руководителем творческого объединения "Луч" киностудии "Мосфильм". Другие фильмы Ивана Пырьева:
Статьи » Иван Пырьев |
|
||||