|
||||||
|
||||||
|
Режиссёр Яков Протазанов
Протазанов Яков Александрович (4.II.1881 - 8.VIII.1945) - советский режиссёр. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1935) и Узбекской ССР (1943). Окончил Московское коммерческое училище. В 1907 начал работать в кино в фирме "Глория". В 1911 впервые выступил как режиссёр (фильм "Песнь каторжанина"). В дореволюционном кино поставил около 80 фильмов. О мастерстве режиссёра, плодотворных связях с передовыми традициями русской литературы и театра свидетельствуют фильмы "Пиковая дама" (1916, по А. Пушкину) и "Отец Сергий" (1918, по Л. Толстому), отличавшиеся тонкой и правдивой игрой актёров (И. Мозжухин, В. Орлова) и высоким уровнем операторской работы. Работа с актёрами (Протазанов опирался на опыт театра, в частности Московского Художественного театра) - сильнейшая сторона творчества Протазанова. Он привлёк в кино ряд талантливых актёров: Н. Баталова, И. Ильинского, В. Марецкую, А. Кторова, Н. Алисову и др. Первая картина, которую Протазанов поставил в советское время (в 1920-23 он жил за границей), - "Аэлита" (1924, по мотивам одноименного романа А. Толстого), отмечена точными зарисовками быта советской страны 20-х гг., яркими актёрскими работами (Н. Баталов - красноармеец Гусев, В. Орлова - его жена, П. Поль - спекулянт). Талантливым мастером комедии предстаёт Протазанов в фильмах: "Закройщик из Торжка" (1925), "Процесс о трёх миллионах" (1926), "Дон Диего и Пелагея" (1928), "Чины и люди" (1929); в фильмах по рассказам А. Чехова "Хамелеон", "Анна на шее", "Смерть чиновника", "Праздник святого Иоргена" (1930, по X. Бергстедту). Злободневность и наблюдательность, заразительность юмора, точный выбор актёров, изобретательное использование кинематографических средств характеризуют эти фильмы. Комедийные фильмы Протазанова также отличаются высоким мастерством актёрского исполнения: М. Блюменталь-Тамарина, М. Климов, А. Кторов, И. Ильинский, М. Тарханов, И. Москвин, В. Попов, В. Марецкая. Фильм "Сорок первый", поставленный Протазановым в 1927 по одноименному рассказу Б. Лавренёва (в главных ролях А. Войцик, И. Коваль-Самборский, И. Штраух), отмечен строгостью стиля и цельностью замысла. Историко-революционной теме посвящен фильм "Белый орёл" (1928, по повести Л. Андреева "Губернатор"), в котором участвовали В. Качалов и B. Мейерхольд. В 1934 Протазанов поставил звуковую сатирическую комедию-памфлет "Марионетки", пронизанную ярким изящным юмором. В ней блестяще играли актёры C. Мартинсон, А. Кторов, М. Климов, Л. Леонидов, Н. Радин, К. Зубов, И. Аркадии, М. Жаров. Фильм "Бесприданница" (1937) по пьесе А. Островского - одно из самых значиттельных произведений режиссёра.
Здесь показана широкая картина нравов купеческой России, создана галерея сочных и разнообразных характеров. Фильм является одной из глубоких и верных трактовок популярной пьесы Островского в кино. Комедия "Насреддин в Бухаре" (1943, Насреддин - Л. Свердлин) - последняя работа режиссёра. Картины Протазанова пользовались самой широкой популярностью у зрителя и сохранялись в советском прокате. Другие фильмы, поставленные Я. Протазановам:
Статьи » Режиссёр Яков Протазанов
|
|
||||