|
||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||
|
История детского кино
Детское кино объединяет художественные, хроникально-документальные и мультипликационные фильмы - рисованные и кукольные, рассчитанные на зрителей детского и юношеского возраста. Детскому кино противопоказана излишняя усложнённость художеств, формы, но это не противоречит применению в нем всего богатства выразительных средств, накопленных в киноискусстве. Особые трудности возникают в работе с исполнителями детских ролей. В отличие от театра, в кино очень редко используются "травести". Как правило, детские роли играют дети. Это требует от постановщика фильмов навыков режиссёра-педагога. Мысль о создании кинематографа для детей возникла в среде передовых русских педагогов еще в дореволюционные годы Педагогия, и родительские общества устраивали киносеансы для детей в Петербурге, Москве и других городах были сделаны попытки создать детские фильмы. Но эти попытки не получили поддержки. Первоначально (1896 - 1907) на детских сеансах демонстрировались иностранные картины, из которых особый успех имели феерические фильмы Ж. Мельеса ("Невероятное путешествие", "Гулливер среди лилипутов" и пр.) поражавшие фантазию юных зрителей трюковыми эффектами. В дальнейшем с возникновением рус. кинопроизводства (1908) в репертуар киносеансов для детей включались лубочные экранизации русской классики ("Демьянова уха", "Песня о вещем Олеге"), исторические фильмы ("Петр Первый", "Ермак Тимофеевич") и экранизация русских народных сказок ("Дедушка Мороз", "Царевна-лягушка" и пр.). Большой интерес у детей вызывали видовые и хроникальные фильмы, посвященные достопримечательностям русской культуры ("Московский Кремль", "Петергоф", "Виды города Ярославля"), деятелям литературы и театра ("Восьмидесятилетие графа Л. Н. Толстого", "Давыдов у себя на даче"). Успехом пользовались также фильмы В. Старевича - первого русского мультипликатора. Его детские объёмно мультипликационные картины - "Весёлые сценки из жизни насекомых", "Рождество обитателей леса" и особенно "Стрекоза и муравей" - отличались занимательностью и остроумием. В годы 1-й мировой войны производство детских картин почти полностью прекратилось. После Октябрьской революции детское кино выделяется в специальную область киноискусства. Оно становится средством коммунистического воспитания подрастающего поколения, способствующим его культурному и художеств, развитию. Содержание советских детских фильмов разнообразно. Они рассказывают о событиях революции, о семье и школе, о выдающихся людях искусства, науки, техники и др. Детский фильм может быть экранизацией классической литературы или произведением фольклора. Но в любом случае художеств, решение картины должно определяться особенностями психологии и кругом интересов детей. Уже в годы гражданской войны деятели советского кино, осуществляя школьно-просветительские задачи, выдвинутые партией, создали первые детские художественные фильмы. Это были экранизации русской классической литературы: "Герасим и Муму" (по И. Тургеневу), "Сигнал" (по В. Гаршину); русские народные сказки - "Алёшкина дудка"; сказок X. К. Андерсена - "Девочка со спичками" и "Новое платье короля". Значительным явлением детского кино был фильм "Красные дьяволята" (1923, реж. И. Перестиани). Пафос героического подвига, романтика революционной борьбы, занимательный сюжет сделали этот фильм одним из самых популяр, произведений советского киноискусства. С первых своих шагов советское детское кино обратилось к событиям современности. Это определило успех картин: "Как Петюнька ездил к Ильичу" (1924, реж. М. Доронин), "Ванька - юный пионер" (1924, реж. П. Малахов), "Мишка Звонов" (1925, реж. П. Малахов), "Кирильчо" (1925, реж. В. Ковригин), рассказывающих о жизни пионеров, о борьбе с беспризорностью, об участии детей в революционной борьбе на Западе, о любви детей к В. И. Ленину. Большое значение для развития детского кино имело совещание по вопросам детского и школьного кино под председательством Н. К. Крупской (24 янв. 1927), созванное по предложению Агитпропа ЦК ВКП(б). Была выдвинута программа развития детского кино, в результате которой в Москве, Ленинграде и других городах открылись молодёжные кинотеатры, значительно увеличилось количество специальных детских сеансов в кинотеатрах для взрослых. В 1926-29 было выпущено 25 детских фильмов. Детское кино расширяет свои тематические и жанровые границы, преодолевает дидактизм. Начинается борьба за выразительность, простоту и ясность художественных средств детского кино. В эти годы были поставлены "Заводной жук" (реж. Д. Бассалыго), "Хочу быть лётчицей" (реж. К.Гертель), "Приключения Аришки" (реж. А. Дмитриев) и др. Новые возможности детского кино открывают фильмы В. Петрова "Золотой мёд" (1928, совм. с Н. Бересневым) о воспитании ребят дома и в школе, "Адрес Ленина" (1929) о жизни ленинградских пионеров, "Фриц Бауэр" (1930) - экранизация одноименной пьесы Н. Сац и В. Селиховой об участии детей в борьбе рабочего класса за рубежом. В конце 20-х гг. выходят первые советские детские мультфильмы. В 30-е гг. производится массовая кинофикация школ. Самостоятельной отраслью документальной кинематографии становится детская кинохроника; организуется ежемесячный киножурнал "Пионерия" (1931), выпускаются документальные очерки. Поиски в области изобразит, решения, применение дикторского текста, синхронная запись выступлений ребят, введение вокальной и инструмент, музыки способствовали углублению идейного и художеств, содержания детского документального кино. В журнале "Пионерия" показываются эпизоды революционного движения за рубежом, борьбы за выполнение пятилетнего плана. Особое внимание детское документальное кино уделяет участию детей в социалистическом строительстве. Первый звуковой детский фильм "Рваные башмаки" (1933, сценарий и постановка М. Барской) рисует жизнь детей на Западе. В этом фильме созданы яркие образы, широко показана среда, занимательно развивается сюжет. В 1936 организуется киностудия "Союздетфильм", которой было поручено производство детских и юношеских фильмов. В 1-й половине 30-х гг. было поставлено 40 художественных детских картин, в 1936-41 на экран вышло 80 детских фильмов. К работе в детском кино были привлечены режиссёры: Л. Кулешов, В. Легошин, A. Разумный, М. Барская, Н. Лебедев, В. Журавлёв, Т. Лукашевич, А. Кудрявцева, В. Пронин, А. Роу и др.; видные детские писатели: А. Гайдар, Л. Кассиль, B. Катаев, А. Бруштейн, Е. Шварц и др. В работе "Союздетфильма" приняли участие одарённые ребята, ставшие впоследствии известными актёрами и режиссёрами (Л. Шагалова, Л. Драновская, Я. Сегель, Е. Деревщикова и др.). Из актёров большим успехом пользовалась Я. Жеймо (кинокомедии "Разбудите Леночку", "Леночка и виноград", "Песня о счастье", фильм "Подруги" и др.). Лучшие детские фильмы этих лет отличаются героико-романтической направленностью. Стремление к острому драматическому конфликту характеризует фильмы: "Карл Бруннер" (1936, реж. А. Маслюков), "Отчаянный батальон" (1933, реж. Народицкий и Угрюмов), "На луну с пересадкой" (1936, реж. Лебедев) и др. Во многих картинах остро ставятся вопросы морали, дружбы, показывается патриотизм советских ребят. Глубина психологической разработки характеров юных героев отличает фильмы "Тимур и его команда" по А. Гайдару и "Личное дело" (оба 1940, реж. Разумный). В начале 30-х гг. в детском кино развивается жанр киносказки: "Руслан и Людмила" (1939, реж. Никитченко и Невежин), "По щучьему велению" и "Василиса Прекрасная" (1938-40, реж. Роу) и многие другие. Расширяется производство мультфильмов. Режиссер А. Птушко создаёт сатирический кукольный фильм "Новый Гулливер" (1935) и "Золотой ключик" (1939, по А. Толстому), где игра актёров сочетается с мультипликацией рисованной и объёмной. Ряд увлекательных картин был поставлен для самых маленьких зрителей: "Воздушное приключение" (1937, реж. Арусинская), "Человек рассеянный" (1938, по С. Маршаку, реж. Журавлёв), "Доктор Айболит" (1939, по К. Чуковскому, реж. Немоляев) и др. Значит, успехи были достигнуты в области историко-революционных детских фильмов: "Дума про казака Голоту" (1937, по "PBG" А. Гайдара, реж. Савченко), "Белеет парус одинокий" (1937, по В. Катаеву, реж. Легошин) и др. В период Великой Отечеств, войны выпуск детских фильмов резко сократился. Но и в эти годы, несмотря на большие трудности, бригада "Пионерия" (реж. А. Ованесова и ред. Л. Перцова) регулярно выпускала киножурнал. В нём показывались подвиги ребят на фронте, их жизнь в тылу. В 1945 на материале "Пионерии" Ованесова и Перцова создали первый полнометражный документальный детский фильм "Повесть о наших детях" - о детях в годы войны. Патриотическую направленность получили и киносказки военных лет. В сказке "Волшебное зерно" (1942, реж. В. Кадочников и Ф. Филиппов) прославлялись дружба и трудолюбие, одержавшие победу над злыми силами природы. В фильме "Конёк-горбунок" и "Кащей бессмертный" (1941, 1945, реж. А. Роу) говорилось о торжестве справедливости над злом, о любви к родной земле. Фильм "Жила-была девочка" (1944, реж. В. Эйсымонт) о жизни ребят в осаждённом Ленинграде - суровый обвинительный акт против войны. В послевоенные годы широкое развитие в детском кино получила кинопублицистика. Журн. "Пионерия" вводит новые разделы: "Юные туристы", "Изучай свой край", "Украсим родину садами". Крупной работой в области документального детского кино послевоенных лет является картина "Школьные годы" (реж. А. Ованесова и Л. Перцова), в которой показана жизнь советских детей, их учёба, труд и отдых. Среди игровых фильмов детского кино, поставленных в 1947-49 -"Здравствуй, Москва!" (реж. С. Юткевич), показывающий жизнь учащихся ремесленных училищ; киноповесть "Сын полка" (по В. Катаеву, реж. В. Пронин); сказки "Каменный цветок" (по П. Бажову, реж. А. Птушко), "Золушка" (по Е. Шварцу, реж. Н. Кошеверова и М. Шапиро). С конца 40-х гг. с закрытием киностудии "Союздетфильм" выпуск фильмов для детей резко сократился. "Теория" бесконфликтности, оказавшая влияние на художественную кинематографию, привела к схематизму, психологической упрощённости характеристик героев, в фильмах появились штампы, морализирование. Эти недостатки сказались даже в лучших детских фильмах этих лет - "Слон и верёвочка" и "Первоклассница" (реж. И. Фрэз, по сценариям А. Барто и Е. Шварца). После XX съезда КПСС, создавшего благоприятные условия для развития всех видов искусств, наступил перелом и в развитии детского. В этот период деятели детского кино обратились к произв. А. Гайдара: "Дым в лесу" (1955, реж. Ю. Чулюкин и Е. Карелов), "Судьба барабанщика" (1956, реж. В. Эйсымонт), "Чук и Гек" (1953, реж. И. Лукинский и М. Фёдорова), "На графских развалинах" (1958, реж. В. Скуйбин) и др., к экранизации литературных произведений: "Максимка" и "Матрос Чижик" (по Станюковичу, 1953-56, реж. В. Браун), "Лурджа Магданы" (по Е. Габашвили, 1956, реж. Т. Абуладзе и Р. Чхеидзе). Режиссер И. Фрэз поставил фильм "Васёк Трубачёв и его товарищи" и "Отряд Трубачёва сражается" (1955-57) - экранизация повестей В. Осеевой. Воспитание характера подростка показано в весёлом комедийном фильме "Алёша Птицын вырабатывает характер" (по А. Барто, 1953, реж. А. Граник). О революционном подвиге ребят рассказывает приключенческая картина "Кортик" (по А. Рыбакову,1954, реж. В. Венгеров и М. Швейцер). В 1959 при киностудии "Мосфильм" организовано Объединение детских фильмов. Объединение выпустило фильмы: "Каток и скрипка" (1961, реж. А. Тарковский), "Друг мой, Колька" (1961, реж. А. Салтыков, А. Митта), "Алые паруса" (по А. Грину, 1961, реж. А. Птушко) и др. В работе объединения приняли участие писатели и драматурги Ю. Томин, А. Гераскина, А. Зак, С. Кузнецов, А. Кабо, Е. Рысс, И. Ольшанский и др. С 1964 киностудия им. М. Горького стала выпускать только детские и юношеские фильмы. Задача формирования нового человека коммунистического общества, которую ставит перед советским искусством Программа строительства коммунизма, принятая XXII съездом КПСС, способствует созданию произведений кино искусства, воспитывающих в детях коммунистическое отношение к труду, непримиримость к тунеядству, высокое сознание обществ, долга, преданность делу коммунизма, любовь к социалистической Родине, чувство братской солидарности с трудящимися всех стран, нетерпимость к национальной и расовой розни. В СССР широко выпускаются научно-популярные и учебные фильмы для детей и юношества. На московской киностудии научно-популярных фильмов начал создаваться специальный журнал для детей - "Хочу всё знать". Резко увеличился также выпуск детских кукольных и мультипликационных фильмов. 1966 Статьи » История детского кино |
|
||||||||||||||||||